Хладнокровный не значит глупый
Люди не обладают никакой эксклюзивной лицензией на интеллект. В животном мире все виды существ выполняют впечатляющие интеллектуальные подвиги. Бонобо по имени Kanzi использует набор символов для общения с людьми. Пограничная собака породы колли знает английские слова, описывающие более чем 1000 объектов. Вороны делают сложные инструменты, слоны узнают себя в зеркале, дельфины имеют рудиментарное восприятие чисел.
Что насчёт рептилий? У них также есть свои достижения.
Во множество исследований когнитивных возможностей различных видов на протяжении последних десятилетий ящерицы, черепахи и змеи оставались в задних рядах. Мало учёных потрудились заглянуть в разум рептилий, а те, которые сделали это, не были впечатлены.
"Рептилии действительно мало описаны в научных работах", говорит Гордон М. Бёргхардт, психолог из Университета Теннесси в Ноксвилле. "В прошлом люди не думали, что у них имеется достойный внимания интеллект. Они считались машинами, работающими на основе инстинктов". Теперь такое отношение начинает меняться благодаря растущему интересу к "хладнокровному познанию" и недавние исследования показали, что мозг рептилий не так примитивен, как мы представляли. Исследование может не только рассказать о рептилиях, но и пролить новый свет на когнитивную эволюцию.
Рептилии, птицы и млекопитающие разошлись со своим общим предком 280 миллионов лет назад. Новые данные свидетельствуют о том, что некоторые сложные умственные способности могут быть более древними, чем было принято считать, или же столь адаптивными, что они эволюционировали несколько раз.
Для доказательства интеллекта рептилий нужно посмотреть на них в лабиринте во время лабораторных испытаний. Анна Уилкинсон, сравнительный психолог из Университета Линкольна в Англии, испытала самку красноногой черепахи по имени Моисей в радиальном лабиринте, который имеет восемь рукавов, отходящих от центральной платформы. Задачей Моисея было пройти лабиринт как можно более эффективно: взять кусок клубники с конца каждого рукава, не возвращаясь при этом в те, где она уже побывала.
"Это требует довольно значительной нагрузки на память, чтобы не забыть, где она уже была", говорит доктор Уилкинсон.
Моисей отлично справилась с задачей. Дальнейшее расследование показало, что она не ориентируется при этом на запах. Вместо этого, она, по видимости, использует для навигации внешние ориентиры, как это делают млекопитающие.
Затем задание было усложнено, когда вокруг лабиринта был повешен чёрный занавес, лишая возможности ориентироваться на внешние ориентиры. Черепаха приняла новую стратегию навигации, систематически исследуя все отсеки лабиринта. Такой подход является "отличным" способом решения задачи, считает доктор Уилкинсон, и редко можно увидеть его у млекопитающих.
Навигационные навыки важны, но исследование намекает на что-то ещё более впечатляющее: поведенческую гибкость, способность изменять своё поведение под воздействием внешних обстоятельств. Эта гибкость позволяет животным пользоваться новыми средами и источниками питания, она хорошо документирована у птиц и приматов, а теперь учёные начинают верить в её наличие и у рептилий.
Anole, тропические ящерицы, имеют очень специфичный способ получения пищи, ударяя по движущейся добыче сверху. Мануэль С. Леаль, биолог из Университета Дьюка, смоделировал ситуацию, в которой эта стратегия не будет работать, скрыв вкусные личинки насекомых внутрь небольшого отверстия и заклеив его плотным синим колпачком.
Две из шести ящериц попытались извлечь добычу, нападая на голубой диск сверху, но безрезультатно. Остальные четыре выработали новые подходы. Две ящерицы подошли к диску сбоку, используя рот, чтобы схватить и поднять его, в то время как другие использовали свои морды как рычаги, чтобы вырвать его вместе с наживкой.
Тогда доктор Леаль увеличил степень трудности, скрывая личинки под новой крышкой, на этот раз синей и жёлтой. Он использовал сплошной синий диск, чтобы охватить пустые соседние отверстия. В тестах из четырёх ящериц две распознали изменение и поняли, что для получения приманки теперь требуется атаковать разноцветный диск, а не синий.
Другие исследования фиксируют аналогичные уровни гибкости и способности решения проблем. Доктор Бёргхардт представил варанам совершенно незнакомый им аппарат, прозрачную пластиковую трубку с двумя откидными дверцами и несколькими живыми мышами внутри. Ящерицы быстро выяснили, как вращать трубу и открыть двери, чтобы захватить добычу. "Все они решили проблему очень быстро, а затем сделали всё гораздо быстрее во второй раз. Это признак реального обучения".
Так как же можно было столь долго этого не замечать? Учёные говорят, что многие ранние исследования когнитивных способностей рептилий, проведённые в 1950-х и 60-х годах, обладали большими изъянами.
С помощью экспериментов, первоначально разработанных для млекопитающих, исследователи могли задать рептилиям "курс на неудачу". Например, учёные обычно используют "отталкивающие стимулы", громкие звуки и яркий свет, для формирования поведения грызунов. Но рептилии отвечают на многие из этих стимулов полной остановкой вместо какой-либо реакции.
Учёные также требовали от рептилий выполнять заведомо невыполнимые задачи. Ящерицы не используют свои лапы для манипулирования объектами, говорит доктор Леаль, так что "вы не можете проводить эксперимент, где вы ожидаете от них, например, разворачивания коробки".
К тому же, поскольку они хладнокровные, рептилии особо чувствительны к условиям окружающей среды. Крысы и мыши могут работать при более низких температурах в лаборатории, чем рептилии. "Максимально быстро они способны учиться при температурах, некомфортных для человека".
Теперь учёные лучше научились раскрывать все удивительные способности рептилий. Например, возможности их социального обучения. Распространено мнение, поскольку в значительной степени рептилии ведут одиночный образ жизни, что они не в состоянии обучаться через наблюдение.
Новое исследование ставит это предположение под сомнение. В другом исследовании с красноногой черепахой доктор Уилкинсон помещает черепаху на одну сторону провода и кусок клубники на другую, в поле зрения, но вне досягаемости. Чтобы получить доступ, черепахе нужно совершить длинный обходной переход.
Не одна черепаха не смогла понять этого самостоятельно. Не имея возможности добраться до приза, некоторые из них попросту решили вздремнуть. Но когда они наблюдали, как обученная черепаха обходит преграду, то все последовали её примеру.
Другие исследования рептилий показали аналогичные результаты, бросая вызов популярной теории, что социальное обучение развивалась как побочный продукт и специальное приспособление при жизни в социуме. Вместо этого социальное обучение может быть просто следствием общей способности животных к обучению.
Область познания рептилий находится в зачаточном состоянии, но уже предполагается, что "интеллект" может быть более широко распространён в животном мире, чем представлялось ранее. "Люди начинают пробовать некоторые тесты, которые были разработаны для "умных" животных, и адаптировать их для использования с другими видами, делая вывод, что в "умных" животных нет ничего исключительного.
Автор статьи: ZOOproject.ru, 29.03.2015 г.
Рекомендуем почитать
Инфекционный гепатит у собак
Обо всём | ЗдоровьеЭта болезнь возникает чаще всего у щенков с возраста полутора месяцев до шести. Собаку может заразить больной человек или больное животное. Причём больная... Читать далее
Мышление животных
Обо всём | ПознавательноеВыдающийся знаток поведения животных профессор Франс де Вааль утверждает, что хорошую природу мы получили в наследство от животных предков, в своих работах... Читать далее
Животные предсказатели
Обо всём | ПознавательноеНа Земле во все времена, происходит множество катаклизмов, которые учёные не могут предсказать в точности до минуты. Но как бы это странно ни звучало, помочь в... Читать далее